Григорий Померанц. Духовность как возвращение в свое «Я»

Психология. Здесь делимся радостями, горем, советами...

Модератор: Модераторы

Григорий Померанц. Духовность как возвращение в свое «Я»

Пост №1  Сообщение Kreizon » Вс янв 22, 2012 11:29 pm

Дайджест «Социум», М., 1991, No 4.
Мне кажется, что сейчас все мы ищем, на что опереться после кораблекрушения. То, что раньше было опорой нашей духовной жизни, лежит в обломках. Поэтому три из семи евангельских добродетелей, забытые нами, — вера, любовь, надежда, — тождественны мечте и сегодня, может быть, как никогда ранее, нам жизненно необходимы.
Для меня вера направлена не вовне, а вовнутрь. Мы очень непросты, в нас множество слоев, а самые глубокие едва видны, едва слышны. И в нашей повседневной жизни нужно внимание к этому плохо улавливаемому голосу, надо надеяться его услышать. Тосковать, когда слышишь, не заглушать тоску — и поверить в «чуть-чуть», когда оно коснется нас. Чувство вечного очень хрупко. Вера и есть предпочтение какой-то секунды мгновенного ощущения вечности — потоку впечатлений, которые уводят нас в царство временного, исчезающего, рушащегося. И именно внутри себя мы находим в конце концов то, что потом становится осью всей нашей жизни...
Люди каждый день уходят от своей сути, из глубины на поверхность. Изгнание Адама и Евы — вечное действо, как и все библейское, оно было не однажды, и оно длится по сей день, длится сейчас и всегда. Это не изгнание извне — никто извне никого не изгоняет. Произошло вот что: разбилась целостность. Как за игрушкой, человек потянулся куда-то из самого себя и, может быть, уговаривая себя, что он еще вернется. Но возвращение оказывалось все более и более трудным. Хотя человек все-таки возвращается. Если бы не возвращался, то людской жизни не было бы вообще.
Вся наша культура и духовность — это и есть возврат в свое вечное «я». Природа, красота ее — это зеркало, в котором отражается наша неискаженная суть, мы, изначальные, еще не ушедшие от себя самих. Природа и мы зеркальны по отношению к друг другу, и в этих двух зеркалах вспыхивает свет. Только надо вглядываться в красоту до дна, до первоначального бытия, где нет уже никаких искажений. Вот тогда и будет то, о чем великий русский писатель Федор Достоевский сказал устами своего героя князя Мышкина: «Как это можно — видеть дерево, и не быть счастливым?»
Самое чудесное — это человек, который просто видит вещи, как они есть, и оценивает их так, как они есть. Это вовсе не так просто. Для этого нужна точка покоя в глубине души, с которой мы видим свои страсти такими, какие они есть по сути. Кришнамурти об этом сказал так: «Если бы вы увидели реальность зависти так, как вы видите реальность кобры, вы бы бросились бежать о нее, как от кобры».
Очень просто сказано, но это безумно трудно выполнить. Потому что мы, как правило, находимся или в плену грубых страстей, или в плену отступления: пробиться к точке покоя в себе, в которой лежит вечное, чрезвычайно трудно. Эта точка покоя, когда мы ее чувствуем, вовсе не вдохновляет нас на то, чтобы летать над землей, а просто поступать так, «как Бог велит».
Всегда, во все времена кризиса идеологий люди ищут какую-то другую веру. Одна износилась — возьмем иную. Но вера — это не одежда. Вера возникает из духовного опыта, вырастает из души, а не надевается на душу.
Вчера нам, советским людям, говорили, что религия — это очень плохо, сегодня говорят, что это очень хорошо. Боюсь, что разница между вчера и сегодня не так уж велика, хотя и рад возрождению религии. И в то же время боюсь легковесности этого возрождения. Однажды знакомый мальчик сказал мне, что у него нет религиозной шишки. Такой отдельной шишки ни у кого нет. Но это более или менее живет в каждом. Все дело в том, на какой глубине ты живешь. На глубине, в которой ты совпадаешь с основой своего бытия, — ты совпадаешь с невидимой космической волной, связывающей тебя со всем миром.
Религия есть связь — это очень просто и в то же время трудно. Ничего нет важнее и труднее этой связи, именно она была порвана. Ее надо восстановить, вернуться к сути. А мы, как правило, возвращаемся не к вечной сути, а ко вчерашнему дню.
Кстати, вчерашний день — отнюдь не идиллия. Если бы вера наших отцов не была в глубочайшем кризисе, может быть, не было бы и кризиса сегодняшнего. Возвращаясь к вере прошлого, необходимо понять, что мы возвращаемся к колеблющейся вере, но такими внутренними силами, которые мы не поймем, если будем исходить из того, что теперь все плохо, а тогда все было хорошо. Мы должны вернуться к вечным вопросам, а не к готовым ответам. Это я считаю самым главным.
Вера как духовное состояние человека — это то, к чему мы условно должны стремиться. Духовный человек прекрасен, а прекрасное — по Канту — это то, что дает нам почувствовать гармонию двух наших природ — высокой и низкой. Сегодняшнее искусство, к сожалению, часто тяготеет к низкому в человеке, оно в этом преуспело. Сегодня нет героя, который мог бы быть нам примером высокого духовного порядка.
Сейчас, наверное, мода, господствующее течение состоит в том, чтобы обнажить то, о чем раньше не разрешали говорить. Может быть, это сегодня и имеет смысл. Но тут мы оказываемся между Сциллой и Харибдой. С одной стороны — либо описывать лужу грязи и толкать человека к ложному убеждению, что эта грязь — существенный момент выбора. Либо, с другой стороны, — вернуться полностью к догматической вере, в которой все расписано, все известно и нет места живому человеческому «я». Это те два полюса, между которыми мечется средний человек. И будет метаться, потому что ему не предлагают высокого.
А именно высокое требуется ему, ибо оно глубоко реально. Оно реальнее всего низкого, ибо все высокое опирается на чувство целого и вечного, на понимание, что «все во мне и я во всем». Я не атом, падающий в пустоту, во мне себя познает бесконечность, вся вечность. Моя временность и отдельность — иллюзия. И проблема веры — это проблема пути к тому, чтобы пережить реальность вечности и убедиться с непоколебимостью очевидного опыта. Целостное и вечное более реально, чем временное и бренное. Из вечности вырастает время, а не из времени вечность...
Теперь о другом и тоже важнейшем. Не верю, что земная связь может восстанавливаться через что-либо другое, кроме любви.
Любовь, конечно, бывает разной, но истинная любовь — это не обладание другой душой, а причастие ею и через нее, и вместе с ней всему Космосу. И тогда ничего не надо доказывать, тогда чудо даже не кажется удивительным, а простым, как дыхание. У гениального Данте сказано так: «... Любовь — начало как всякого похвального плода, так и всего, что карать пристало». Но карать надо не любовь, а себялюбие в любви — тупик, из которого нет выхода. Душа перестает быть проточной, замыкается в себе. И если говорить об ориентирах, определяющих, что такое грешная и безгрешная любовь, — то безгрешная любовь растит дух, грешная его замыкает в кругу. Это как бы никуда не ведущие ограничения вокруг самого себя, а не подключение к мировому пространству.
Говорят об извечной коллизии между любовью и долгом. По-моему же, есть один вечный долг — долг перед любовью. Это такой же долг, как долг перед творчеством. Творец живет трудной жизнью, но эта жизнь наполняет его глубочайшим смыслом. То же самое жизнь любви. Сначала ты находишь то единственное, без чего ты не можешь жить, затем начинается работа, долг по отношению к этому единственному, к этой любви. Я думаю, что ничего другого у нас и быть не может.
Говорят, что любовь как единство неба и земли — абсолют, который ныне может быть занесен в Красную книгу исчезнувших чувств. И что тогда туда же заносят и влюбленность — прелюдию, несущую в себе тему любви, о чем так прекрасно писали классики XIX века. Современная литература и кино дают ускорение какого-либо чувства, цель которого и результат — половой акт. Это ошибка.
В классической литературе XIX века акцент был на влюбленности, а когда любящие соединялись, роман обычно кончался. В ХХ веке раскрыли двери спальни. По аналогии с Марксом, у которого под всеми высокими идеалами — классовый интерес, нам продемонстрировали, что под душевными порывами скрывается похоть: все кончается половым актом, а следовательно, и все дело в нем. Но нелепо сводить суть симфонии к последнему удару барабана.
«Любовь вплотную», как это называла Марина Цветаева, — музыка осязания, и она вполне может вырасти из музыки и быть преданной музыкой, например, музыкой Шопена. А словом? При малейшей неосторожности результат — пошлость. Очень мало примеров, когда безупречный вкус, безупречная точность слова спасали от пошлости. Примеры есть у мировых классиков, например, у Александра Пушкина: все дело, оказывается, в хорошем вкусе! Ныне же часто, чтобы сказать о сокровенном, кино, литература, театр грубо срывают покровы. А в итоге что? Не искусство, а китч.
Человек же для человека может быть телом и кровью не меньше, чем просфора и вино. Так бывает, и нерешенная задача искусства и жизни — понять именно это. Сказать, что все вокруг плохо, — мало что сказать. Нужно исследовать любовь в жизненном пространстве страны. Исторически.
Сначала любовь была радостной, полной надежд, затем она стала горькой, ей стало не на что опираться во внешнем мире. Все исчезало, кроме самой души, несмотря ни на что способной любить. Человек пережил кризис веры. Возможно, остался без надежды, но любви у него не отнять. Она с ним осталась навсегда.
В XIX веке был принят постулат Гегеля: «Все действительное разумно». Своей жизнью человек пришел к другой формуле: «Все действительное безумно». И он, не побоявшийся сказать это самому себе, дорос до нового основания веры: «Все безумное, бесчеловечное обречено». И в живой душе у него — живая любовь. И на ней нарастает надежда.
Придёт черёд того, кто ждёт)
Аватара пользователя
Kreizon
Участник
 
Сообщения: 100
Зарегистрирован: Вс дек 18, 2011 1:21 am

Re: Григорий Померанц. Духовность как возвращение в свое «Я»

Пост №2  Сообщение URAN » Пт янв 27, 2012 8:13 am

Kreizon писал(а):Сегодняшнее искусство, к сожалению, часто тяготеет к низкому в человеке, оно в этом преуспело. Сегодня нет героя, который мог бы быть нам примером высокого духовного порядка.

меня также настораживает, что я встречаю (благо, не смотрел) распространенные названия фильмов типа "Обитель зла", но нет фильма "Обитель Добра". Почему? Неужели такой фильм не будет привлекать зрителей? Т.е. настолько не хватает воображения, чтобы представить результат добра - позитивного строительства, напряжения светлых чувств? А если эти напряжения светлых чувств или любви в космическом масштабе? Ломать, конечно, не строить, результат будет явно налицо и быстро.
Но правда, также быстро надоест. Не надоедает только потому, что в фильме всегда легко обновить декорации - и вот уже снова есть, что разрушать! :D Новый фильм готов. Разрушать можно с тем же успехом и чувства, не только материю. Наверное, таковы фильмы ужасов. Также и в компьютерной игре. Перезагрузка - и можно снова испытать чувство разрушения. И вернуться к сохраненной игре. Вот только реальные процессы не таковы. Тут нет перезагрузки. И разрушенное придется восстанавливать куда большим трудом. Т.е. вырабатывается довольно бесполезный навык разрушения без учета и пожинания последствий.

Kreizon писал(а):Душа перестает быть проточной, замыкается в себе. И если говорить об ориентирах, определяющих, что такое грешная и безгрешная любовь, — то безгрешная любовь растит дух, грешная его замыкает в кругу. Это как бы никуда не ведущие ограничения вокруг самого себя, а не подключение к мировому пространству.

ограничения - страсти - иллюзии. Реальность - "мировое пространство". Считаю, довольно здравая мысль.
Аватара пользователя
URAN
Проверенный временем
 
Сообщения: 6589
Зарегистрирован: Пн окт 08, 2007 8:00 am
Откуда: РОССИЯ !
Blog: View Blog (3)

Re: Григорий Померанц. Духовность как возвращение в свое «Я»

Пост №3  Сообщение ВЛАДОС » Вт мар 25, 2014 11:08 pm

URAN писал(а):
Kreizon писал(а):Сегодняшнее искусство, к сожалению, часто тяготеет к низкому в человеке, оно в этом преуспело. Сегодня нет героя, который мог бы быть нам примером высокого духовного порядка.

меня также настораживает, что я встречаю (благо, не смотрел) распространенные названия фильмов типа "Обитель зла", но нет фильма "Обитель Добра". Почему? Неужели такой фильм не будет привлекать зрителей? Т.е. настолько не хватает воображения, чтобы представить результат добра - позитивного строительства, напряжения светлых чувств? А если эти напряжения светлых чувств или любви в космическом масштабе? Ломать, конечно, не строить, результат будет явно налицо и быстро.
Но правда, также быстро надоест. Не надоедает только потому, что в фильме всегда легко обновить декорации - и вот уже снова есть, что разрушать! :D Новый фильм готов. Разрушать можно с тем же успехом и чувства, не только материю. Наверное, таковы фильмы ужасов. Также и в компьютерной игре. Перезагрузка - и можно снова испытать чувство разрушения. И вернуться к сохраненной игре. Вот только реальные процессы не таковы. Тут нет перезагрузки. И разрушенное придется восстанавливать куда большим трудом. Т.е. вырабатывается довольно бесполезный навык разрушения без учета и пожинания последствий.

Kreizon писал(а):Душа перестает быть проточной, замыкается в себе. И если говорить об ориентирах, определяющих, что такое грешная и безгрешная любовь, — то безгрешная любовь растит дух, грешная его замыкает в кругу. Это как бы никуда не ведущие ограничения вокруг самого себя, а не подключение к мировому пространству.

ограничения - страсти - иллюзии. Реальность - "мировое пространство". Считаю, довольно здравая мысль.
ВЛАДОС
Старожил
 
Сообщения: 1735
Зарегистрирован: Вс ноя 10, 2013 6:24 pm

Re: Григорий Померанц. Духовность как возвращение в свое «Я»

Пост №4  Сообщение ВЛАДОС » Чт мар 27, 2014 10:55 am

Сегодняшнее искусство, к сожалению, часто тяготеет к низкому в человеке, оно в этом преуспело. Сегодня нет героя, который мог бы быть нам примером высокого духовного порядка.
Но это же о массовом искусстве, Есть же другие книги и другое кино только искать надо Недавно прочёл( E=mc^2 ).Боданиса, оказалась хоть и популярно но не пусто.. Но если мы уговорим соседа вместо боевика посмотреть "Академию" по каналу Культура это может быть, наша небольшая победа..
ВЛАДОС
Старожил
 
Сообщения: 1735
Зарегистрирован: Вс ноя 10, 2013 6:24 pm

Re: Григорий Померанц. Духовность как возвращение в свое «Я»

Пост №5  Сообщение человек сергей » Чт мар 27, 2014 2:24 pm

А не думали,что иногда более разумней выевить это в реальности фильма,вместо того чтобы искать выевление противоположности в вашей реальности.
Противоположное данному развивали тысячелетиями,подумайте,может это имеет более глубокий смысл.
Нет ничего важнее ЖИЗНИ.Жизнь ответит на все вопросы.
человек сергей
Активный участник
 
Сообщения: 191
Зарегистрирован: Пн сен 30, 2013 1:59 pm
Откуда: Сахалин,Южно-Сахалинск

Re: Григорий Померанц. Духовность как возвращение в свое «Я»

Пост №6  Сообщение Лучиста » Вс май 15, 2016 2:27 pm

Kreizon писал(а):И в нашей повседневной жизни нужно внимание к этому плохо улавливаемому голосу, надо надеяться его услышать. Тосковать, когда слышишь, не заглушать тоску — и поверить в «чуть-чуть», когда оно коснется нас.

Мой внутренний голос,голос духовности молчит. Духовность как возвращение в свой Я... Тогда можно задать вопрос что такое духовность. Словарь ничего не даст,поэтому напишу что я понимаю под эти словом. Наверное, "духовность"-это прежде всего вещь,направляющая человека на что-то "Высокое". Тогда можно задать вопрос - что такое "Высокое"? Наверное, "высокое"-это связь с чем-то так называемым "Сверх". То есть связь с мирозданием,космосом,своим внутренним Я и Богом. Еще можно задастся вопросом - что такое "Вера" ? Так как в тексте большое внимание уделяется вопросу веры. Наверное,"вера"- созидающее чувство,возникающее в результате доверия к высшим силам.

Напишу о своем внутреннем голосе. Мне почему-то достаточно сложно ориентироваться в своих чувствах.Начала об этом размышлять,и поняла что в результате можно запутаться в своих размышлениях. Это касается голоса сердца и голоса ума...и того,попаду я в ад или не попаду.
Ум и логика говорят что все хорошо,что есть ободряющие знаки которые мне попались. А сердце говорит что все равно что-то не то,как будто все равно все плохо.Чей голос прав ? Голос ума или голос сердца ? Но это еще не все что я хотела поведать. С другой стороны у меня бывает и наоборот. С точки зрения логики понимаешь,что знаки могут быть лживыми. Но сердце почему-то спокойно.
То есть возникает противоречие. Ведь обычно бывает как... Либо первая мною написанная идея,либо вторая идея. Но в моем случае бывает и так,и так. Сложно было описать свои чувства,но я сейчас смогла это сделать.
Вообще,так как я изолирована от социума,и даже не работаю,мне сложно отличить где логика а где духовность...

И может быть я не поняла о каком голосе говорится в статье...
Аватара пользователя
Лучиста
Активный участник
 
Сообщения: 327
Зарегистрирован: Чт июл 08, 2010 10:24 pm
Blog: View Blog (6)

Re: Григорий Померанц. Духовность как возвращение в свое «Я»

Пост №7  Сообщение ВЛАДОС » Вс апр 09, 2017 8:22 pm

УРАН, широко мало известно фильмов о человечности. Но они же существуют!
ВЛАДОС
Старожил
 
Сообщения: 1735
Зарегистрирован: Вс ноя 10, 2013 6:24 pm

Re: Григорий Померанц. Духовность как возвращение в свое «Я»

Пост №8  Сообщение Galinka » Вс апр 09, 2017 8:28 pm

URAN писал(а):меня также настораживает, что я встречаю (благо, не смотрел) распространенные названия фильмов типа "Обитель зла", но нет фильма "Обитель Добра". Почему?


Потому что в фильме "Обитель добра" не будет возможности показать сильного и ловкого героя, красиво справляющегося с чудищами. Да и посмотреть тоже интересно. По сути, это всё боевые фильмы, где противник лишь меняет облик, с простого на сложного и не предсказуемого. Смотришь на этого монстра и думаешь - как его вообще можно победить? Это же нереально для простого человека. Но наш герой не простой, он найдёт способ справиться с любым, даже таким противником. Вот суть. Да и добро там тоже есть. Я смотрела все части этого фильма. Только это добро и даже иногда самопожерствование среди тех, кто выживает в таких условиях.
Galinka
Старожил
 
Сообщения: 2353
Зарегистрирован: Пн июл 05, 2010 10:54 pm
Blog: View Blog (1)

Re: Григорий Померанц. Духовность как возвращение в свое «Я»

Пост №9  Сообщение ВЛАДОС » Вс апр 09, 2017 10:33 pm

Но ведь показать, как люди именно добротой меняют жизнь не менее важно.
Скажем, как к человеку относятся по-человечески, и он меняется.
Как радостно узнать частицу Духа
ВЛАДОС
Старожил
 
Сообщения: 1735
Зарегистрирован: Вс ноя 10, 2013 6:24 pm

Re: Григорий Померанц. Духовность как возвращение в свое «Я»

Пост №10  Сообщение Galinka » Вс апр 09, 2017 11:00 pm

Этого "добра" хватает в российских фильмах и сериалах. Все специализируются в различных жизненных интригах и психологических ситуаций. Даже с ходу возьми любой из последних за 10 лет. Ну кроме кинопроизводства канала тнт.


Но есть и иностранные такие. Да сколько хочешь. Кто ищет, тот найдёт, как говорится)
Galinka
Старожил
 
Сообщения: 2353
Зарегистрирован: Пн июл 05, 2010 10:54 pm
Blog: View Blog (1)

Re: Григорий Померанц. Духовность как возвращение в свое «Я»

Пост №11  Сообщение ВЛАДОС » Пн апр 10, 2017 2:40 pm

Что-то я таких сериалов. Хотя, наверное и среди них существуют свои шедевры.
В любом случае там есть герои и сюжетные линии, философия. Которую разовьют другие авторы.
ВЛАДОС
Старожил
 
Сообщения: 1735
Зарегистрирован: Вс ноя 10, 2013 6:24 pm

Re: Григорий Померанц. Духовность как возвращение в свое «Я»

Пост №12  Сообщение Galinka » Пн апр 10, 2017 9:21 pm

ВЛАДОС писал(а):Что-то я таких сериалов.


Почему же. Правда я их уже давно не смотрю конечно, в своё время глядела несколько, когда они только пошли. И вывела такую картину для всех. Там всегда есть жертва (наивная девушка), два парня (один хороший, другой плохой), ревнивая подруга, которая портит жизнь притворяясь хорошими намерениями, и куча различных примитивных и узкомыслящих родственников всех этих героев, которые не дают скучать. Ну ещё там коллеги очень типажные такие, которых по одному виду легко предсказать. И вот вся эта компания живёт поживает, и затёртую до дыр философию навязывает. А потом все со всеми меняются местами и начинают враждовать. А тут по фантастическим стечениям обстоятельств всё время что-то происходит, и главная героиня то дико тупая, то страшно умная, не поймёшь как у неё с головой на самом деле. А потом в конце начинают мириться и плакать отсчастья. А ещё такая музычка смазливая всё это сопровождает.
Обзор любого современного серила, на всех каналах.

А что касается фильмов, то не зависимо от жанра, будь то фантастика, драма, комедия, или ещё что - вы никогда не сможете определить этот жанр. Потому что там всегда будет одна и та же история - "они встретились, полюбили и им стало что-то мешать. А в конце всё таки поженились." Фигня, что там летают ангелы, или инопланетяне, или мир захвачен гномами, или кто-то левитирует, это всё идёт каким-то вторичным фоном, на который никто из героев особо не обращает внимания и не строит интересных теорий, как в голливудских фильмах. Сюжет как-бы двойной, всё та же мыльная опера, только с лёгкой приправкой, которую даже не ощущаешь на вкус.
Сплошная психология, разве нет?
Galinka
Старожил
 
Сообщения: 2353
Зарегистрирован: Пн июл 05, 2010 10:54 pm
Blog: View Blog (1)

Re: Григорий Померанц. Духовность как возвращение в свое «Я»

Пост №13  Сообщение ВЛАДОС » Пн апр 10, 2017 10:22 pm

Мир отношений между людьми там разве раскрывается хоть немного? Для меня духовность в общении, любых его проявлениях, интересна. Обретение Мы так же ценно, как и обретение Я. Имхо.
Ведь индивидуальность группируется. Подобное ищет подообное, обретая Я , человек вступает в коллективную синергию.

Другом может быть и противоположный психологически, но близких ценностей.
Или другом становится вообще двойник. Это почти как близнец..
ВЛАДОС
Старожил
 
Сообщения: 1735
Зарегистрирован: Вс ноя 10, 2013 6:24 pm

Re: Григорий Померанц. Духовность как возвращение в свое «Я»

Пост №14  Сообщение Galinka » Пн апр 10, 2017 10:52 pm

ВЛАДОС писал(а):Мир отношений между людьми там разве раскрывается хоть немного?


Ну как бы, авторы и зрители думают что раскрывается :roll:

Конечно же это всё примитив, бред и пустышка. Нормальных психологических фильмов очень мало.
Galinka
Старожил
 
Сообщения: 2353
Зарегистрирован: Пн июл 05, 2010 10:54 pm
Blog: View Blog (1)


Вернуться в Психология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron