Масонство в России

Все, что касается различных вероучений!

Модератор: Модераторы

Масонство в России

Пост №1  Сообщение ВЛАДОС » Ср ноя 04, 2015 1:02 am

В.В.ПОНОМАРЁВА, Л.Б.ХОРОШИЛОВА

МОСКОВСКОЕ МАСОНСТВО ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА

«Нам трудно представить себе теперь,
какую огромную роль сыграло масонство
в истории нашего общественного развития».
П.Н.Милюков

К началу XVIII века на то место, которое в средневековом мировоззрении занимала церковь, было поставлено государство. Крупнейшие церковные иерархи, выдвигавшиеся правительством, способствовали этому. Так, Феофан Прокопович (1681 — 1736), архиепископ новгородский, утверждал, что «хорошим служением государству человек спасает свою душу и стяжает вечное блаженство, а тщательным, но во вред служебным обязанностям исполнением должности христианина может лишиться спасения души».

Однако душа просвещённого русского человека алкала духовного утешения, а не только удовлетворения «хорошим служением государству». Церковь, полностью подчинённая светской власти, монарху, уже не могла поднять человека к «духовным Небесам». К тому же, наряду с небольшим количеством высокообразованных иерархов, большинство среди её служителей составляли люди малообразованные и суеверные. В этих-то условиях масонское движение стало как бы дополнением к православию, помогая человеку обрести себя.

Масонство, по всей видимости, ведёт свою родословную от скромного лондонского клуба начала XVIII века. Истоки существования таких клубов, возможно, теряются в глубине веков, а может быть, напротив, сравнительно поздний союз масонов привязал свое происхождение к чему-то более древнему, а именно — к старым цеховым объединениям, ремесленным гильдиям строительных рабочих; отсюда и происходит название: free mason — «свободный каменщик».

В 20-х годах XVIII века масонство объявляет себя объединяющим центром, который должен связать узами дружбы людей, бывших доселе чужими. Предполагалось, что это будет союз, одухотворенный идеями братства и духовной свободы, принципами терпимости и гуманности. Союз этот должен был стать своеобразным духовным противостоянием, позволяющим человеку в условиях абсолютистских европейских государств иметь свой, независимый уголок. Целью союза становилось достижение земного Эдема, царства любви и истины, «строительство духовного храма премудрости в сердцах человеческих», как говорили сами масоны.

Историки масонства изучают разные системы этого учения (английскую, шведскую, шведско-берлинскую, розенкрейцерство и др.), разные ложи («Астарта», «Озирис», «Латона», «Клио» и пр.), а также тонкости принятой в той или иной ложе символики, деление на степени («градусы»), прохождение свободных каменьщиков по «служебной лестнице»: младший и старший надзиратели, казначей, ритор, мастер ложи и т.д.

В разных странах и в разные времена масонские ложи могли иметь совершенно разный смысл, разную смысловую нагрузку. В своих занятиях кто-то ориентировался на алхимию и астрологию, искал «философский камень» и «эликсир жизни», мечтал облагодетельствовать человечество; кто-то изучал и разрабатывал символику; кто-то увлекся магнетизмом (вспомним графа Калиостро, его широкую популярность, или «животный магнетизм» Месмера); другие же серьёзно занимались благотворительностью и просвещением. Исследователь масонства не без иронии пишет: «В литературе XVIII века был в моде тип такого сверхчеловека с печатью никогда не исчезающей серьёзности на челе, со скрытым огнём в очах. Эта демоническая фигура, окружённая постоянной атмосферой чудес, наделённая каким-то высоким знанием и вызывающая к себе величайшее почтение и страх во всех окружающих, была особенно предметом культа со стороны образованной аристократической молодёжи».

Часто людей интересовала чисто внешняя, обрядовая сторона масонства, их символика и ритуалы. Перстни с черепами (Адамовой головой), напоминающие о бренности всего земного, заколки в галстуках, запонки, ленты, фартуки, перчатки, молотки, наугольники, циркули — во всём этом находили завораживающую экзотику.

В числе масонов Западной Европы были писатели и политические деятели, астрономы и скульпторы, короли и изобретатели... Перечислим лишь несколько имён: Вольтер, Парни, Дантон, Лафатер, прусский король Фридрих II, английский король Карл-Эдуард III, Бенджамин Франклин, Жозеф Делиль (французский астроном, работавший в России), Гудон, Гердер, Гёте, Джордж Вашингтон, Лессинг, братья Монгольфье и многие, многие другие, всех назвать невозможно...

Со временем в масонстве стали возникать политический уклон и деловой рационализм, что (как ни странно) не мешало религиозной экзальтации, склонности к мистицизму и повышенной чувствительности...

Как и другие модные западные теории, масонство было завезено в Россию. Первые сведения об увлечении им нашего общества относятся к 30-м годам XVIII века, и, похоже, сначала масонство являлось просто модной забавой. Лишь с середины столетия оно получает в России широкое распространение и приобретает свой собственный характер, свой особый смысл.

Петербургское масонство числило в своём составе множество лиц, которых привлекали пышные титулы и церемонии, а также возможность иметь нечто таинственно-общее с сильными мира сего. Приобщение к масонству могло иметь и другие причины и поводы: кого влекло любопытство, кого — тщеславие, кого — чувство избранности, приподнятости над толпой.

Но нас более всего интересует тот внутренний смысл масонской деятельности, который оказал существенное влияние на русское общество конца XVIII — начала XIX века. Немало людей обращались тогда к масонству из потребности в общественной деятельности, из желания отгородиться от всепроникающих щупалец государства и получить истинное религиозно-нравственное воспитание. Искания этих людей могли принять совершенно разную форму, но сложилось так, что они действовали именно в рамках масонства. Другой совместной формы деятельности в то время не возникло. Пожалуй, существовала она в усадьбах (подобно кружку Николая Львова — Гавриила Державина), но там это носило обычно узкий характер, замкнутый на самоё себя. Подавляющее же большинство активных культурных людей России того периода становилось масонами.

Именно это — просветительское — направление победило в московском масонстве последней четверти XVIII века. Забота о нравственном совершенствовании, пониманимаемая как первая ступень гражданского созревания, была в высшей степени свойственна русским масонам конца столетия. Они чуждались политики, устремляя все свои силы в сферу образования и воспитания.

Историк русской культуры Б.И.Краснобаев утверждал, что нельзя пройти мимо масонства, так как к нему принадлежали многие деятели культуры XVIII века и оно «формировало определённый тип человека — с особой напряженностью интересов, характером поведения, принципами морали».


Архив МИ
Московский университет

Крупнейшим культурным очагом страны был Московский университет. В XVIII веке он играл одну из первостепенных, уникальных ролей в истории русской культуры. Здесь шло становление нового типа личности, новых отношений между людьми, вырабатывались национальные ценности; здесь впервые поразительных масштабов достигла инициатива группы единомышленников. Основатель Университета Иван Иванович Шувалов привлёк к работе в нём Михаила Матвеевича Хераскова — одного из образованнейших и талантливейших литераторов того времени, драматурга, прозаика, поэта. В 1763 — 70 годах Херасков был директором Московского университета, а в 1778 — 1802-м — его куратором. Михаил Матвеевич воспринял кураторство не как синекуру, а как дело жизни.

Сам будучи масоном (и даже автором масонского символико-аллегорического романа), Херасков пригласил к сотрудничеству издателя Николая Ивановича Новикова и в 1779 году отдал ему в аренду университетскую типографию. Началось славное «новиковское десятилетие» (А.И.Герцен). Николай Иванович был человеком исключительно деятельным, разумным, гуманным; он выделялся даже среди выдающихся людей.


Архив МИ
М.М.Херасков

Свою задачу Новиков видел в том, чтобы сделать издаваемые им книги доступными для широких кругов читателей, особенно для читателей провинциальных (т.е. для всей России). Он нередко продавал книги по заниженной цене, явно не окупавшей издание. Нравственную пользу от распространяемых им книг Новиков ставил гораздо выше материальной выгоды. Он мог даже купить рукопись, которую счёл безнравственной, с тем чтобы сжечь её, не дав возможности другому издателю напечатать книгу, «распространяющую соблазн».

Для расширения издательской деятельности Московского университета было учреждено Дружеское Типографское Общество из 14-ти человек. В их числе — И.П.Тургенев (отец знаменитых братьев Тургеневых — Николая и Александра), И.В.Лопухин (сенатор, известный ныне своими мемуарами), А.М.Кутузов, Н.Н.Трубецкой, В.В.Чулков и другие просвещённые люди того времени.

При Новикове и его сподвижниках значительно возрос тираж «Московских ведомостей» — первой московской газеты, которую печатал именно Университет. В университетском издательстве и типографии печаталось и множество журналов: «Магазин натуральной истории, физики и химии», «Экономический магазин», «Трудолюбец», «Добавления к "Московским ведомостям"», «Сельский житель», «Детское чтение для сердца и разума» и другие.

Современник вспоминал: «До Новикова мало было книг для общего чтения: они были редки... "Детское чтение" было едва ли не лучшею книгою из всех, изданных для детей в России. Я помню, с каким наслаждением его читали даже и взрослые дети». О громадном впечатлении, которое в детские годы произвёл на него этот новиковский журнал, вспоминал спустя годы и Сергей Тимофеевич Аксаков.


Архив МИ
Н.И.Новиков

В новиковских типографиях было напечатано множество книг, никак не связанных с масонством и его мистическими идеями. Книги эти представляли читателю писателей и мыслителей всего мира, достойных внимания русского общества. Это были Гомер и Шекспир, Расин и Корнель, Дидро и Лессинг, Демосфен и Цицерон, Мольер и Шеридан, Руссо и Вольтер, Свифт, Сервантес, Стерн, Гольдони, Мильтон, Бомарше, и т.д. и т.д. Издавались также сочинения духовно-религиозные: блаженного Августина, И.Масона (его книга «О познании самого себя» разошлась тремя изданиями), множество других мистических духовных сочинений... За 10 лет Новиков и его товарищи выпустили в свет громадное количество книг; число их наименований достигает девятисот.

Херасков, Новиков и их сподвижники быстро поняли значение масонства как нравственной теории, способной влиять на общество. Именно поэтому Московский университет оказался в центре масонской деятельности. Для масонов круга Новикова и Хераскова важнейшей была идея нравственного самосовершенствования, воспитания Человека. Образование, по мнению московских масонов, должно служить прежде всего формированию нравственного, просвещённого человека; основное средство преобразования общества — воспитание.

Университет оказался прекрасным местом для приложения этих идей. Петровская «Табель о рангах» расставляла людей по ранжиру согласно их заслугам перед государством; человек был обезличен, обозначался лишь его ранг, чин, к которому все могли стремиться «на равных». Университет предлагал иное понимание равенства. Каждый человек, поступив в университет, становился равным другим питомцам. Студент-разночинец получал шпагу — символ личного достоинства — наравне со студентом-дворянином. Университет ведь и изначально являлся «бессословным» учреждением, где реализовались провозглашённые XVIII веком идеалы Просвещения.

Михаил Гершензон, студент Московскогоуниверситета конца XIX века, писал о себе и обо всех тех, кто не принадлежал по рождению к «старой, уравновешенной, уверенной в себе» дворянской культуре, что их развитие шло «катастрофически» . В полной мере эту характеристику можно отнести и к первым поколениям «демократического» студенчетва. Молодые люди, вырванные из привычной Среды, испытывали психическое напряжение, искали путей утверждения в жизни и душевного равновесия. Интенсивные духовные поиски приводили порой к отходу от религии предков.

Отношения с православием — особая страница в истории русского масонства. Сами масоны осознавали себя глубоко верующими, православными людьми. Они соблюдали все положенные обряды, следовали всем установлениям Русской Церкви, — хотя и полагали, что нравственная сущность религии неизмеримо выше ее догматической стороны. Московские иерархи — и прежде всего митрополит Платон — одобряли их идеи и деятельность. Проверяя по требованию Екатерины II издательские дела Новикова, митрополит Платон выдал ему высочайшую аттестацию: «...молю Всещедрого Бога, чтобы не только в словесной пастве, Богом и Тобою, Всемилостевейшая Государыня, мне вверенной, но и во всем мире были христиане таковые, как Новиков...».

При Университете было создано Учёное Дружеское Общество, чьи цели заключались в печатании книг, воспитании юношества и материальной поддержке неимущих студентов. На иждивении Общества в 1782 году, например, было 20 студентов. Это же Общество учредило Филологическую семинарию для подготовки учителей (на полном её содержании в 1782 году было 35 питомцев), создало больницу, аптеку, школу. Беднякам раздавались хлеб и деньги, школам и семинариям бесплатно посылались книги.

В 1777 году масонами было открыто народное училище для бедных в Петербурге (Екатерининское), а следом за ним, в 1778 году, там же открылось и второе (Александровское).

В Москве неустанным трудом университетских масонов создавалась новая культурная Среда, складывавшаяся из профессоров, студентов, представителей светского общества. Круг общения студентов, всё расширяясь в годы учебы, сохранялся и после окончания университета. Культурные, богатые, образованные и знатные люди — члены масонских лож — всегда готовы были принять участие в полезной работе. Вступление в сообщество сулило атмосферу братства, взаимной помощи, человеколюбия.

Такие подвижники, как Николай Новиков и Иоганн Шварц (профессор Университета), умели увлечь людей. Красноречие Новикова привлекло к масонской деятельности известного богача Г.М.Походящина (сына золотопромышленника), и тот жертвовал на благотворительность громадные суммы, до полумиллиона рублей. На средства Походящина масоны помогли беднякам в 1787 году, когда в России свирепствовал голод; значительные суммы были вложены им и в издательство, в Типографскую компанию. Другой богач, вовлечённый в масонство Шварцем — П.А.Татищев. Он тоже жертвовал на благотворительные дела немалые капиталы, а кроме того, отдал своего сына на воспитание Дружескому Учёному Обществу.

Современникам нередко мерещились ужасы о масонах, об их собраниях. Обывателям виделись там «Содом и Гоморра», оживление мертвецов и прочие страшные магические обряды. Надо признать, что масоны сами давали для этого повод своей символикой. Так, обряд принятия в ложу проходил в помещении, декорированном чёрной тканью; посередине стоял чёрный стол с берцовыми человеческими костями и черепом; у стены размещался скелет, а в двух углах — по гробу: в одном — «искусно подделанный мертвец с признаками тления», другой же — приглашающе пустой. Все это должно было напоминать человеку о бренности земной жизни, её скоротечности и бесследности, когда она не посвящается делам и целям высшим.

Понимание масонства как безверия и вольнодумства — глубокое заблуждение. Масоны отстаивали необходимость и веры в Бога, и твёрдой власти, способной защищать интересы народа, общества. Выступали они и за крепкие семейные устои, за беспрекословное подчинение детей родителям, за скрупулёзное соблюдение обрядов и догматов православной Церкви.

Масоны в отличие от популярного в то время Руссо, полагали, что образование не портит натуру человека, а, напротив, исправляет её; что человек от природы дурён, плох и лишь просвещение, неуклонная, постоянная работа над собой может преодолеть эту изначальную злую природу; бороться за переустройство безнравственного общества бессмысленно; общественный строй изменится сам собою с развитием просвещения. Вспомним, что просветительская идеология, напротив, исходила из идеи природной чистоты человека, его естественной склонности к добру и равенству; источником зла выступала у просветителей окружающая действительность, «неестественная», а потому и искажающая натуру человека.

Масоны же полагали, что каждый человек эгоистичен, зол по природе и потому должен приучать себя к альтруизму. Они воспевали аскетизм, даже и отрешённость от всех «земных» интересов. Масоны как будто боялись человеческой природы: от человека ожидалось, что он может в любой момент совершить гадость, подлость, даже преступление. А потому воспитание ребёнка нередко переходило в слежку и надзор. Однако эти «издержки» не перечёркивают той пользы, что принесли обществу масоны своей просветительской и благотворительной деятельностью.

Роковую роль в судьбах первых русских масонов сыграла французская революция 1789 - 94 годов. Современник вспоминал: «Внезапно восстала против них политическая буря. Французский переворот возбудил во всех правительствах подозрения на все постоянные сборища, тайные и явные. Главнокомандующий в Москве, князь Прозоровский, получил тайное повеление взять в особое внимание масонскую ложу, на которую содержатели [университетской] типографии имели большое влияние. Вследствие того были захвачены все бумаги, сделан строжайший осмотр книжному магазину, библиотеке Филантропического Общества, и все найденные мистические книги преданы были сожжению. Сам же Новиков отправлен был в Тайную канцелярию, а потом заключён в Шлиссельбургскую крепость» (И.И.Дмитриев. Взгляд на мою жизнь).

Екатерина II, безусловно, понимала, что масоны не имели ничего общего с якобинцами, с возмутителями порядка. Наказывалась самодеятельность, инициатива. «Каждое независимое суждение о государственных делах и институтах, любая независимость вообще, всякое проявление живой, отдельной, по-своему текущей жизни, не взятой под наблюдение и контроль, представляется принценсу отпадением от безликой, регламентируемой государственности и, следовательно, крамолой. Оно вызывает подозрения и должно быть немедленно подавлено», — делает вывод современный историк культуры Г.С.Кнабе, говоря об античном Риме, но точно формулируя (для нас) и причину краха несанкционированной деятельности русских масонов XVIII века.

В первой четверти XIX века, после нескольких этапов гонений на масонство, просветительский пафос в нём сходит на нет. Всё большую роль играет рационализм, интерес к земным делам, «нужным» связям; давление на личность в самом масонстве с его строгой иерархией становится более тяжёлым. Всё это с долей сарказма отразил Лев Толстой в «Войне и мире», рассказывая об увлечении масонством Пьера Безухова.

Однако прав был историк культуры Михаил Гершензон, когда писал: «...всякое усилие духа идёт на пользу каково бы оно ни было по содержанию или по форме». Не прошли даром и духовные искания масонов. Их наследниками стали великие люди России начала XIX века — Карамзин, Жуковский, Пушкин, Аксаков, многие другие. Русские мыслители и художники слова и на новых этапах истории выделяли в привнесённых в страну теориях, учениях их духовно-нравственную сторону, что соответствовало исканиям московских масонов последней четверти XVIII века.

ВЛАДОС
Старожил
 
Сообщения: 1719
Зарегистрирован: Вс ноя 10, 2013 6:24 pm

Re: Масонство в России

Пост №2  Сообщение sun. » Ср ноя 04, 2015 7:28 pm

Это прекрасно!
но скажите мне - а что, в масоны сейчас уже принимают женщин?
Нет?
ну тогда не о чем и говорить - это как был, так и остался кружок для скучающих (или чересчур активных) джентльменов, через одного жаждущих помощи масонского "социального лифта" в своей жизни.
Масоны неплохо живут в РФ и сейчас.
Так уж получилось, что видела, как один чел при власти, чтобы сохранить ее себе - сделался масоном. и благодаря своим покровителям и братьям до сих пор сидит на месте, хотя ему следовало бы сидеть уже в тюрьме. Просто связь с эгрегором можно увидеть, если она появилась в определенный момент после.
Так что не стоит их идеализировать.
sun.

 

Re: Масонство в России

Пост №3  Сообщение Тэо » Чт ноя 05, 2015 9:51 pm

Масоны плохо поступили с А. Королём, который официально называет(называл) себя Индиго. Он на самом деле один из них.
Аватара пользователя
Тэо
Здешний
 
Сообщения: 954
Зарегистрирован: Вс янв 04, 2015 3:00 pm

Re: Масонство в России

Пост №4  Сообщение ВЛАДОС » Вт авг 16, 2016 8:47 pm

Масонство в современной России


После 70-летнего перерыва, с начала 1990 годов, началось возрождение масонства в России. В 1991 году, в России, под своей эгидой Великий Восток Франции открывает первую масонскую ложу. Всего было открыто под эгидой ВВФ 6 лож, это Достопочтенные Ложи: «Северная Звезда», «Свободная Россия», «Девять Муз», «Северные Братья», «Полярная Звезда», «Москва» . В том же 1991 году Великая Ложа Франции открывает свои масонские ложи. Ею были открыты 4 Достопочтенные Ложи: «Николай Новиков», «Сфинкс», «Геометрия», «Лютеция». С 1992 года и Великая Национальная Ложа Франции начинает открывать свои ложи. До 1995 года она открыла 4 Достопочтенные Ложи: «Гармония», «Лотос», «Астрея» и «Гамаюн».

После перехода в союз «Великой Национальной Ложи Франции» первого российского масона Георгия Дергачёва и части братьев из лож ВВФ, ложи ВВФ начинают угасать. А когда проходит учреждение первой отечественной Великой Ложи — Великой Ложи России, то отток братьев из лож ВВФ и ВЛФ усиливается, что приводит к закрытию целого ряда лож этих юрисдикций. До 1998 года прекратили свои работы или были закрыты ложи: «Свободная Россия», «Девять Муз», «Северные Братья», «Лютеция». Ложа «Полярная Звезда» в полном составе перешла под юрисдикцию ВЛР.[56] Ложи «Николай Новиков» и «Сфинкс» продолжили работы под юрисдикцией ВЛФ. Все последующие новые ложи открывались под юрисдикцией Великой Ложи России, так как другие юрисдикции свернули развитие своих лож в России и не предпринимали попыток к изменению сложившейся ситуации. В ВЛР до 2009 года были открыты следующие ложи: «Аврора» № 5, «Юпитер» № 7, «Четверо Коронованных» № 8, «Северное сияние» № 9, «Братская Любовь» № 10 , «Александр Сергеевич Пушкин» № 11 , «Тихоокеанское побережье» № 12, «Фёдор Волков» № 14, «Феникс» № 16, «Орион» № 15, «Изида и Озирис» № 17, «Северные Братья» № 19, «Доблесть» № 20, «Созвездие» № 21, «Белый рыцарь» № 25, «Треугольник Хирама» № 26, «Цитадель» № 27, «Святой Грааль» № 28.

Кризисные явления развивались не только в ложах ВВФ и ВЛФ, но и в ВЛР. Так были приостановлены работы в следующих ложах ВЛР: «Астрея» № 3, «Полярная звезда» № 6, «Фёдор Волков» № 14, «Орион» № 15, «Изида и Озирис» № 17, «Северные Братья» № 19, «Доблесть» № 20, «Созвездие» № 21, «Белый рыцарь» № 25. От ВЛР отошли ложи, перешедшие к другим Великим Ложам при их образовании: «Сер» № 18 (перешла к Великой Ложи Армении), «Дружба» № 24 (отошла к Великой Национальной Ложе Азербайджана).

Ситуация в российском масонстве была не всегда однозначной и спокойной, внутренние конфликты вызревали до поры, что и привело в начале 2001 года к большому расколу в ВЛР. Как пишет историк масонства А. И. Серков,

раскол произошёл по вине «политтехнологов», пытающихся вмешиваться в процессы развития регулярного масонства.

В результате раскола из состава Великой Ложи России (ВЛР) вышли 6 лож. Причиной выхода из ВЛР явилось несогласие братьев с внутренней политикой, проводимой тогдашним руководством ВЛР. Раскол в ВЛР послужил причиной для создания новой Великой Ложи, которая на своей Ассамблее 16 апреля 2001 года в Москве приняла название «Русская Регулярная Великая Ложа» .. Из трёхтомника по истории русского масонства в XX веке, А. И. Серкова следует, что во время раскола ушли следующие ложи: «Гармония № 1», Лотос № 2, «Астрея» № 3 (Санкт-Петербург), «Юпитер» № 7, « Четверо коронованных» № 8, «Орион» № 15. Численность РРВЛ на момент создания была более 100 братьев. В РРВЛ была создана ложа «Тетраксис», а также к ней присоединились или возобновили свои работы ложи: «Сфинкс», «Воскресение» и «Пеликан». Исходя из материалов словаря «Масоны», доктора исторических наук Карпачёва С. РРВЛ взяла курс на получение признания от Объединённой Великой Ложи Англии, и добивалась его вплоть до 2007 года.

Как отмечает А. И. Серков: после череды новых расколов в Великой Ложе России в 2007 году, после отказа признать легитимными выборы Богданова А. В. в качестве Великого Мастера ВЛР, произошёл ещё один раскол, послуживший поводом для объединения значительной части братьев Великой Ложи России с братьями Русской Регулярной Великой Ложи. Которые, объединившись, выбрали себе новое название — Объединённая Великая Ложа России (ОВЛР) на учредительной ассамблее в Санкт-Петербурге 11 октября 2008 года.

Учреждение ОВЛР прошло под патронажем Великой Ложи Франции, после чего ей был выдан патент ВЛФ на проведение работ по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу .В ОВЛР вошли при учреждении 11 лож. В январе 2009 года в состав Объединённой Великой Ложи России вошли две украинские ложи — ДЛ «Геометрия» и ДЛ «Феникс Украины». На данный момент, под юрисдикцией Объединённой Великой Ложи России в трёх городах (Москве , Санкт-Петербурге и Харькове) находятся 13 Достопочтенных лож: «Гармония № 1 (Москва)», «Лотос № 2 (Москва)», «Астрея № 3 (Санкт-Петербург)», «Воскресение» № 4 (Санкт-Петербург), «Сфинкс № 5» (Санкт-Петербург), «Пеликан № 6» (Санкт-Петербург), «Юпитер № 7» (Москва), «Четверо коронованных» № 8 (Москва), « Тетраксис № 10 (Москва)», «Орион № 15» (Москва), «Феникс № 16» (Москва), «Геометрия» (Харьков), «Феникс Украины» (Харьков).


В результате несогласия значительного числа вольных каменщиков с курсом на политизацию и перехода их в союз Объединённой Великой Ложи России, а также «чистки» в рядах самой ВЛР, из 29 лож осталось лишь 11: «Гармония» № 1, «Лотос» № 2, «Гамаюн» № 4, «Юпитер» № 7, «Четверо Коронованных» № 8, «Александр Сергеевич Пушкин» № 11, «Братская Любовь» № 10, «Феникс» № 16, «Цитадель» № 27, «Святой Грааль» № 28, «Форпост» № 30.

Сейчас в России активно развивается ветвь женского масонства под эгидой «Великой Женской Ложи Франции». На данный момент есть более десяти сестёр посвящённых в две ложи ВЖЛФ, которые работают над созданием первой российской женской ложи.

12 февраля 2011 года, в Москве, прошли работы лож создающегося нового Великого Востока Народов России. В состав ВВНР входят московские ложи: «Пифагор» (мужская ложа), «Возрождение» (мужская ложа), «Малая медведица» (женская ложа), и созданная в Санкт-Петербурге 14 июня 2011 года ложа «Гнозис» (смешанная ложа).[62]

Хронология создания лож в современной России
1991 год 28 апреля в Москве была учреждена Достопочтенная Ложа «Северная Звезда» под юрисдикцией Великого Востока Франции (ВВФ).
1991 г. в августе учреждается Д.'.Л.'. «Николай Новиков» под юрисдикцией Великой Ложи Франции (ВЛФ).
1992 г. 14 января в Москве была учреждена Д.'. Л.'. «Гармония» под юрисдикцией Великой Национальной Ложи Франции (ВНЛФ).
1992 г. учреждается Д.'.Л.'. «Свободная Россия» .(ВВФ)
1992 г. учреждены Д.'.Л.'. «Сфинкс» в Санкт-Петербурге и Д.'.Л.'. «Геометрия» в Харькове (ВЛФ).
1993 г. в Москве учреждена Д.'.Л.'. «Лютеция» под юрисдикцией ВЛФ.
1993 г. 11 июля учреждены ложи Д.'.Л.'. «Девять Муз» и «Северные Братья» (ВВФ).
1993 г. в октябре в Москве учреждена ложа Д.'.Л.'. «Лотос» (ВНЛФ).
1994 г. 12 июня в Архангельске учреждена Д.'.Л.'. «Полярная Звезда» (ВВФ).
1993—1995 годах были учреждаены Д.'.Л.'. «Астрея» в Санкт-Петербурге и Д.'.Л.'. «Гамаюн» в Воронеже (ВНЛФ).
1995 год 24 июня Великой Национальной Ложей Франции на основе ранее созданных ею лож на территории России была учреждена и «освящена» Великая Ложа России[63], под юрисдикцией которой были основаны и сейчас работают 20 лож.
1992—1997 годах происходили переходы братьев из лож ВВФ и ВЛФ в ВЛР, переходы сопровождались закрытием лож ВВФ и ВЛФ.
1997 г. 4 ложи ВВФ были закрыты указанием ВМ ВВФ и из 4-х существующих ДЛ были созданы две — Д.'.Л.'. «Москва» и Д.'.Л.'. «Северная звезда».
2001 г. Образована Русская Регулярная Великая Ложа (РРВЛ). Её основу составили масоны покинувшие ВЛР.
2006 г. Ложа Д.'.Л.'. «Северная Звезда» влилась в состав ложи Д.'.Л.'. «Москва» (ВВФ)[64],[65].[66].
2008 год 11 октября [16][67][68] Великая Ложа Франции под своей эгидой инсталлировала Объединенную Великую Ложу России (ОВЛР)[69].Объединённой Великой Ложе России был выдан патент Великой Ложи Франции на проведение работ по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу [69].В Объединённую Великую Ложу России вошли при учреждении ложи покинувшие ВЛР в 2001 и 2007 годах.[69] На данный момент под юрисдикцией Объединённой Великой Ложи России работают 13 лож и более 200 братьев.
В России сейчас активно развивается ветвь женского масонства под эгидой Великой Женской Ложи Франции.На данный момент есть более десяти сестёр, посвящённых в две ложи ВЖЛФ.[69]
ВЛАДОС
Старожил
 
Сообщения: 1719
Зарегистрирован: Вс ноя 10, 2013 6:24 pm

Re: Масонство в России

Пост №5  Сообщение URAN » Ср авг 17, 2016 1:27 pm

Э, откуда такая подробная информация, - разве они уже не тайные общества?
Эзотерика подразумевает тайное знание. Но если информации достаточно для открытых источников, то такие ложи и подавно управляются тайными структурами политтехнологов или выродились при таком изобилии участников в нечто экзотерическое. А уж о том вредное или полезное их влияние и какова их нынешняя роль, деятельность и философия, кроме круговой поруки - неизвестно.
Иными словами, "масоны масонам рознь", что я хочу сказать.

Впрочем, это доказывает даже открытая статистика вышеприведенной статьи. При таком количестве расколов дисциплина и понимание пути явно плавают в тумане. Что совершенно абсурдно при ясном знании адептов.
А чем ниже знание, тем меньше реальное влияние на жизнь. Кроме банальной кружковщины и круговой поруки, мафиозности как в кланах каких-то. Но при слабости связи знания или при слабости убеждений или их туманности такие связи еще более непрочны, чем в случае связи круговой поруки.

Чем грозит кружковцу разоблачение? Да ничем особо. А члену мафии или аферы? Куда худшим. Так кто лучше будет связан в "группе" или кто лучше будет хранить секреты?

А потом, принимаемые цели и задачи зависят от уровня сознания. А сознательных и знающих при этом людей мало. Потому неважно, какие коллективы они образуют.

Изначально масоны наверное, должны служить делу общего блага, строить мир по прообразу Великого Архитектора. Но это настолько абстрактно, что одним концом упирается в саморазвитие, которое идет и вне всяких тайных обществ, а вторым полюсом - в практику, которая не может регулироваться древними, даже самыми точными уставами, а применением Плана в текущей обстановке. И тут пойдут разногласия. Если же вся практика сводится к личному саморазвитию вместо общего дела - то это уже в 10 раз уменьшает значение такого коллектива при его воздействии на текущую реальность.

А уж влиять-то пытаются тысячи тайных обществ, я уверен. Начиная не с оккультных, а скорее от финансовых, и заканчивая шоубизнесом. Руль дергают.
Аватара пользователя
URAN
Проверенный временем
 
Сообщения: 6547
Зарегистрирован: Пн окт 08, 2007 8:00 am
Откуда: РОССИЯ !
Blog: View Blog (3)

Re: Масонство в России

Пост №6  Сообщение ВЛАДОС » Пн авг 22, 2016 1:32 pm

А мосонство тайным особо и не было ни в 18 ни в 19 веках. Оно активно действовло, и его незаурядные члены просвещали мир, ведь приближения Царства Божего в Христианстве или Сатьи- юги в Индуизме, было целью массонства, они писали книги, которые читали отнюдь не только массоны, они открывали школы,ведь они не былы полностью тайным обществом, общее дело их было направлено в мир. Они не бежали в тайгу, как русские старообрядцы, они несли своё знание в жизнь. У них открытого было намного больше тацного, и открытое было не менее важно.

Добавлено спустя 19 минут 44 секунды:
Разлады у масонов мировоззренческие были в Российских ложах еще в 18, и осоюенно начале 19 века..
Но что стало с ветвью просветителей и гуманистов ? В 19 веке возникает новая русская религиозная философия прогрессоров, особенно космисты и некоторые Православные (С. Булгаков, С,Соловьёв..
ВЛАДОС
Старожил
 
Сообщения: 1719
Зарегистрирован: Вс ноя 10, 2013 6:24 pm

Re: Масонство в России

Пост №7  Сообщение ВЛАДОС » Ср окт 26, 2016 10:27 pm

+++ ——
Яков Гордин. Дело о масонском заговоре. Издание второе, исправленное и дополненное. — СПб.: Вита Нова, 2015.

Со времени первого издания 1999 года это исследование пополнилось множеством новых материалов и размышлений, а второй заголовок «Мистики и охранители» приобрел еще и новую актуальность. В простодушные девяностые, когда наиболее экзальтированная часть нашей общественности всерьез обсуждала вечнозеленый жидомасонский заговор, как будто каким-то заговорщикам под силу управлять миром, с которым не могут справиться правительства с их армиями и спецслужбами, — в те годы мало кому приходило в голову, что в нашем светском государстве, не в каком-то андеграунде, а на сравнительно респектабельных подмостках, вскоре появятся влиятельные общественные деятели, воображающие себя орудием высших сил.
А почему бы и нет? Природа человека фантазирующего неизменна: что было, то и будет, что делалось, то и будет делаться. Но мы очень часто не знаем, что делалось даже в те эпохи, которые, нам кажется, известны как родные, — а уж какая эпоха нам роднее пушкинской, декабристской! Золотой век! Да, всем известно, что либеральный император Александр находился под влиянием мистиков, но вот кто бы мог подумать, что до такой степени: «Случалось, между тем, не раз, что я, ложась спать, живо чувствовал в душе своей грехи и разные недостатки моего образа жизни; возникавшее при этом сердечное раскаяние побуждало во мне потребность встать с постели и среди ночной тишины броситься на колена, чтобы со слезами просить у Бога прощения… Я пожирал Библию, находя, что слова ее вливают новый, прежде никогда не испытанный мир в мое сердце и удовлетворяют жажде души моей». Не может же быть, чтобы мистические переживания такой силы не оказывали влияния на ход истории, а между тем влияние на нее человеческих фантазий исследовано неизмеримо меньше, чем влияние материальных факторов, и фундаментальный труд Я. Гордина может считаться одним из первых камней в основании этого пока еще практически не существующего флигеля исторической науки.
«Стоит сделать несколько шагов в сторону из привычного пространства, и мы попадаем в фантасмагорический мир, в котором император Александр молится в кругу американских квакеров, произносит проповеди безумно-восторженная баронесса Крюденер, кликушествует и скачет вместе со своими духовными питомцами в залах Михайловского замка, а затем и в собственном поселении Екатерина Татаринова, а перед ней бьет сотни поклонов заслуженный боевой генерал, которому предстоит завоевывать Кавказ…».
«Рядом с пушкинским, декабристским слоями эпохи существовал, мучительно пересекаясь с ними, слой князя Андрея Борисовича Голицына, Михаила Леонтьевича Магницкого, архимандрита Фотия, сфера зловещих тайн и вселенских заговоров, где доходящий до самоотвержения фанатизм соседствовал с холодным цинизмом, где искренняя и горячая боль за отечество трансформировалась в бредовое разоблачительство, где напряженное стремление познать сокровенную тайну жизни превращалось в мистическое шарлатанство, сфера, при внимательном взгляде на которую становится особенно ясно духовное неблагополучие, ведшее Россию от кризиса к кризису».
Взгляд автора и внимателен, и неспешен: фантасмагория так тщательно задокументирована, что понемногу перестает производить впечатление чего-то экзотического, а, напротив, заставляет искать и, увы, находить сходство с веком нынешним, аж двадцать первым. Вот послание 1823 года знаменитого Магницкого императору «Краткий опыт о народном воспитании», в котором демократия предстает не более и не менее как орудием адских сил: «Князь века сего производит большую часть влияний своих на мир и миродержателей гражданских через общее мнение, которое есть как бы труба, коею он, как в древности оракулы, произносит свои заключения, суды и приговоры, сеет лжи и клеветы, распространяет нелепые предсказания и нечестивые понятия. У большей части народов, и в том числе у нас, гул сей, совершенно вопреки истине, почитается гласом Божиим (глас народа — глас Божий). В конституциях, сем неистовом порождении бунта народного, главным их основанием положена свобода книгопечатания, или, что одно и то же, беспрепятственное волнение и необузданность мнения общественного, т.е. труба для глаголов Князя тьмы, как можно более широкая, громкая и всегда отверзтая».
Главный же герой книги, Андрей Борисович Голицын, в послании уже к Николаю обрушивается на рационализм и прагматизм: «Русские же дошли до такого состояния, что и для собственных детей смотрят лишь на науку и выгоды, но никак не на мораль. Скажите русскому, что профессор физики или греческого языка не верит в Бога, он ответит: “Какая разница? Ведь речь идет лишь о физике и греческом”».
А вот вполне официальная инструкция Магницкого чиновнику, назначенному надзирать «над хозяйством, порядком и воспитанием» студентов Казанского университета:
«Душа воспитания и первая добродетель гражданина есть покорность, посему послушание есть важнейшая добродетель юнош», «посему обязанность директора есть непременно наблюдать, чтобы уроки религии о любви и покорности были исполняемы на самом деле, чтобы воспитанники университета постоянно видели вокруг себя примеры строжайшего чинопочитания со стороны учителей и надзирателей и чтобы малейшее нарушение оного все года было наказываемо, невзирая на звание лиц», — далее самыми интересными идут следующие пункты:
c) чтобы студенты, отличающиеся христианскими добродетелями, были предпочитаемы всем прочим; начальство университета приемлет их под особое покровительство по службе и доставит им все возможные по оной преимущества;
d) впрочем, какие бы успехи ни оказывали воспитанники в науках, медали, отличившимся назначаемые, не могут быть даны, ежели директор университета не одобряет их поведения.
«У нас это невозможно», вспоминается саркастический роман Синклера Льюиса. Да, невозможно прожить на небесах. А при помощи небес овладеть землей — почему бы и нет. Вот аналитическая записка Фаддея Булгарина, составленная им для Третьего отделения: «В последние годы мистики и сектаторы овладели всеми путями, ведущими к власти, богатству и почестям. Развратники, плуты, злоупотребители власти, корыстолюбцы составили союз и, приняв в свое общество несколько простодушных и легковерных людей, для прикрытия чистыми именами, овладели Россиею. Говоря о небе, они пеклись о земном. Довольно было принадлежать к секте, чтобы получить места, чины, деньги и приобрести сильнейшее покровительство».
«Тут открывается, — пишет Я. Гордин, — еще один аспект декабризма — восстание рационалистов против мистиков». Да, кабала святош способна и ангела довести до мятежа. Но если бы речь шла лишь о кучке психопатов и жуликов, то им бы ни за что не удалось так развернуться. «Люди разных интеллектуальных слоев ощущали не только недостаточность ясных и жестких просвещенческих идей, основанных на принципе рациональной целесообразности, но и опасность их непосредственной реализации — революционные потрясения». «Речь шла о кризисе прагматической идеологии», — подводит итог Я. Гордин.
Впрочем, по-настоящему опасны бывают не лицемеры, которых ничего не стоит перекупить, а истинные визионеры, искренне верующие в свою грезу. Вышедший из свирепой нищеты «полуфанатик-полуплут» архимандрит Фотий (разногласий между мистиками и православными фанатиками касаться не буду — это спор славян между собою) писал о себе в третьем лице словно бы о каноническом святом, чья великая миссия раскрылась сразу же при рождении: у младенца «десница тако была, поднималась, как бы кем явно держима со сложением креста», и вдобавок он мог, не мигая, смотреть на солнце. А в зрелые годы архимандрит на полном серьезе повествовал о самой настоящей, физической борьбе с дьяволом: «Наконец, когда смерть приходила ему горькая от удушения за горло, откуда-то явилась некая Божественная сила, свыше напала на Фотия и восхитила его от нападения дьявольского в то мгновение, когда хотел бес совсем удавить его».
При этом столь прямое общение с Высшими силами ничуть не мешало интригам с земными владыками, — кто может вместить да вместит. Вот и Тан-Богораз обнаружил в чукотских шаманах сочетание самой искренней веры с самым беззастенчивым шарлатанством. Возможно, кого-то мистицизм и сделал добрее, но Гордину такие примеры, видимо, не попадались, а вот обратные очень даже впечатляют. Так генерал Головин, подпавший под духовную власть «пророчицы» Татариновой, в качестве командира Кавказского корпуса преспокойно отправлял на военно-полевую виселицу местных жителей за сравнительно пустяковые правонарушения. Таким образом, даже если бы пророкам и пророчицам «удалось покрыть всю Россию сообществами “русских квакеров”, это отнюдь не превратило бы империю в обитель мира и взаиморасположенности людей» — это замечание автора стоит запомнить тем простодушным людям, которые наивно отождествляют религию и милосердие.
«Дело о масонском заговоре» заканчивается вопросом.
«Какая таинственная сила угрожает сегодня миру, и России в первую очередь? В какие бездны панических миров нам еще предстоит погрузиться?
«Сон разума рождает чудовищ», — убеждал нас некогда Гойя.
А что рождает бодрствующий и просвещенный разум?
Кто откажет в просвещенности нашим главным героям?»

Во всяком случае, не я. Больше того, именно просвещенному человеку особенно невыносима прагматическая идеология, все на свете измеряющая приносимой пользой: просвещенный человек не может не ощущать свою жизнь бесценной, исполненной какого-то высокого смысла. А если даже этот смысл затерялся, то надо срочно его найти, и лучше самая нелепая сказка или утопия, чем пустота прагматизма.
Непросвещенным-то как раз легче — к их услугам и патриархальная вера, и собственные химеры, в океан которых Я. Гордин бросает лишь самый мимолетный взор: «Вырабатывались веками у разных групп свои особые модели мира, рождались и гибли неожиданные пророки, а вместе с ними — мифы, поражавшие сознание тысяч и тысяч, и тогда оказывалось, что взаимоотношения с помещиком и государством вообще — лишь один из бытийных конфликтов, и, возможно, не самый главный. Кто, кроме узких специалистов, слыхал о донском есауле Евлампии Котельникове, написавшем книгу «Воззвание к человекам о последовании внутреннему влечению духа Христова», «свирепом и непреклонном», по выражению адмирала Шишкова, ересиархе, готовом на любую казнь? А сколько было таких?».
Даже и не представляю сколько. И это еще более непростительное упущение исторической науки, чем пренебрежение химерами высшего общества. Вполне естественно, что интеллигенция тщательнее всего изучает собственные грезы под именем истории общественной мысли, но где же было ее хваленое народолюбие, когда она даже не заглянула в грезы простого народа, сыгравшие в истории России уж никак не меньшую роль. Нет, наше дело не интересоваться глупостями, которыми живет народ, а просвещать его нашими глупостями.
Но, может быть, еще есть шансы что-то раскопать при помощи психологической археологии?
ВЛАДОС
Старожил
 
Сообщения: 1719
Зарегистрирован: Вс ноя 10, 2013 6:24 pm


  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Религии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 2

cron