19 августа жители района и московские дачники из местных СНТ вышли на сход. Тысяча человек! Такой массовости в этих местах не наблюдалось и по большим праздникам. Отдувался перед людьми глава сельского поселения Олег Иванов. Из высшего чиновничества на мероприятие никто не явился.
Отчасти позиция понятна: своей «деревне» можно навешать любой лапши на уши, со «столицей» такой номер не проходит.
Инициативная группа москвичей практически уже выяснила, что решение о строительстве здесь полигона принималось комиссией по обращению с отходами, которую эта самая Смолина и возглавляет.Нежелание объясняться лишь подтвердило подозрения, что местным властям есть что скрывать.
- Мало того, что изворачиваются и темнят, так еще и врагами нас объявили, - высказал возмущение в разговоре с «Новым Известиям» московский активист Юрий Николаевич, дачник с 50-летним стажем, очень задетый заявлениями владимирских хозяев, что москвичи на их земле – никто и права голоса у них нет.
- Мой отец и дед собственными руками восстанавливали храм Николая Чудотворца и святой источник на его территории. Мои сыновья вместе со мной десятки лет облагораживают местные леса и берега рек. Мои внуки сажают новые деревья. Костьми лягу, но не дам все это порушить! Чиновники хотят войны? Они ее получат.- говорит Юрий Николаевич.
Репортаж со схода, который вела «Владимирская газета», мог бы сойти за анекдот, если бы разыгрываемая представителем власти комедия не касалась десятков тысяч жителей Владимирской области и Подмосковья. Люди всерьез опасаются, что им втемную – без документации, без экспертиз, на одном только честном слове каких-то неизвестных инвесторов впаривают обычную грязную свалку без всякой экологической защиты окрестного населения и земель. Тревогу на сходе высказали и жители Фрязино, чей город всего в двух километрах от будущего завода, волновались в подмосковной Черноголовке, весь бизнес которой построен на чистых артезианских водах, поступающих из Владимира. В конце концов, и своя «деревня» заявила о нежелании соседствовать с помойкой, приведя аргументы, которые, похоже, и в голову не пришли областным властям.
«Предполагаемый полигон находится в зоне сбора реки Шерна, - рассказывал житель села Аленино, гидрогеолог Олег Серебряков. - Тут совершенно уникальная почвенная обстановка: если в других местах в основном преобладают верхнеюрские темные глины, то здесь — пески. Это означает, что вся отрава пойдет в подземные воды,которые движутся по направлению от полигона к Шерне. Через 5−7 лет вся вода будет заражена. Все деревни Филипповского поселения получают воду из артезианских скважин, которыми нельзя будет пользоваться. Жить в данной местности будет невозможно».
Весь фокус, похоже, в том, что затейники мусорной аферы жить тут и не собирались. Олег Иванов, прикидывавшийся простачком и призывавший народ «ничего не бояться, потому что«это всего лишь планы», как выяснила все та же «Владимирская газета», еще в конце 2016 года продал под строительство завода 1200 гектаров земли, принадлежащей сельскому поселению.Кадастровая стоимость участка была специально занижена почти в четыре раза - с 4 млрд. до 1,1 миллиарда рублей. Реально участок продан за 2,5% от кадастра, что составило всего 27 миллионов рублей. Жители Филипповского подали на главу в суд.
Инициативная группа дачников предприняла собственное расследование и нарыла немало интересного о выгодоприобретателях сделки. Инвестором, почти даром прикупившим золотую землю в Филипповском, оказалось некое ООО «Экотехстрой Владимир» с уставным капиталом 10 000 рублей. Согласно данным „СПАРК-Интерфакса“, ООО зарегистрировано в марте 2017 года. Совладельцами кампании выступают ООО «Сантар» (ключевой инвестор «филипповского объекта»), входящий в империю Уральской горно-металлургической кампании Искандара Махмудова и Андрея Бокарева (первый в рейтинге Forbes с состоянием 6,5млрд. долларов занимает 19-ое место, второй с 1,7 млрд. – 52-е) и «Рикко инвест» (принадлежит«Мосметрострою»).
Инвестпроект «инновационного комплекса» был утвержден на комиссии в июне, в окончательном варианте согласован в сентябре 2017-го, в разгар митингов и гневных петиций президенту. Но по документам как раз был полный порядок - в комиссии по обращению с отходами, которую возглавляет Смолина подшиты результаты предпроектных инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий.Теперь, похоже, ищут экспертов, согласных все это подписать.
- Сведения добывали по крупицам,- рассказала активистка «Общественно-экологической экспертизы» Ольга, обыкновенная девушка, вынужденная стать деревенским детективом. – Вот так живешь себе и живешь, веришь, что ты под защитой, начальство для тебя старается, а потом – раз! Надевают тебе помойку на голову и выясняется, что ты совершенно беззащитен перед их коварством. И не отбиться, пока ты не поймешь, кто и зачем все это замутил. Самое обидное, что без москвичей мы бы не справились. Тут все друг дружку покрывают и слова боятся сказать против коррупции.
Экологический скандал, по мнению Ольги, давно уже приобрел «совсем другие оттенки и ароматы». Жители и владельцы дач в Киржачском районе предприняли целый ряд шагов, чтобы об их проблеме заговорили не только на местном, но и на федеральном уровне. Петицию против строительства мусорного полигона подписали почти 20 тысяч человек. Последнее послание в администрацию президента с требованием прекратить строительство мусорного завода содержит 372 страницы – на треть больше, чем весь Уголовный Кодекс РФ.
Затюканная активистами Смолина уже не знает, как отбиться: «Пишут и пишут, куда только ты хочешь, - пожаловалась она в разговоре с жителями района. Проект экспериментальной площадки в Филипповском, который был принят администрацией, по ее словам, пока лишь намерения инвесторов, которые они хотят реализовать на частном земельном участке. И тут же не удержалась от противоречий:
– «Никто выдачу разрешений ни настроительство, ни на другие виды деятельности не выдавал. И не давал только потому,что никто к нам за ними не обращался».
Трехтысячный митинг в Черноголовке в конце февраля был ответом на эти чиновничьи метания. Надо сказать, что губернатор Светлана Орлова так и не ответила людям, что же на самом деле происходит в ее вотчине и зачем она пригревает на родной земле чужую помойку.
Не помог даже крестный ход с молебном против строительства полигона, хотя несколько тысяч человек просили небеса вразумить губернатора и вернуть им прежнюю спокойную жизнь без олигархов и помоек. Но откликнулись, как ни странно, снизу.Первого марта, на очередном сходе в Филипповском сопредседатель регионального штаба ОНФ Сергей Кравченко под видео заявил собравшимся:
«Москва все знает. Работают и спецслужбы. И вся эта информация в компетентных органах есть. И в Москве есть понимание, что здесь были планы использовать серые схемы. Здесь планировалось сделать полигон с реновацией и московским мусором. Этот инвестор, у него нет ни сил, ни настроения делать здесь что-то серьезное».
Один инвестор, как вы уже знаете, ретировался из Владимирской области, не выдержав «чувствительного отношения» жителей. Ну вот, а болтают, будто у нас нет гражданского общества. Еще как есть!
В соцсетях, семь месяцев поднимавших народ на борьбу против помойки, буря ликования. И совсем не в масть чей-то одинокий голос: «Чиновники залегли на дно. Нельзя расслабляться.Кто сейчас бежит с флагом ''Мы победили ! ", либо наивный, либо провокатор».
Расслабляться и в самом деле рановато. Из двух инвесторов дрогнул только один, что на уме у второго - неизвестно. 1200 гектаров земли Лесного фонда, которыми владело сельское поселение, ушли в чужие руки и назад пока не вернулись. Из всех владимирских чиновников,причастных к скандальному проекту, поплатился должностью лишь глава сельского поселения Иванов, и, возможно, накажут главу района Гирина, спохватившегося разоблачать мусорную аферу, когда о ней уже и так было все известно. Вышестоящие начальники переобулись на ходу и,того гляди, сами возглавят мусорный протест, растолкав «детей лейтенанта Шмидта», как еще вчера они величали москвичей, выступивших единым фронтом с местными жителями против строительства крупнейшего в стране полигона.
То, что жители Подмосковья начали следить за свалками, и требовать их модернизации, вникать положение в природе, уже само по себе ценно.. учитывая их рост знаний и упорство, результаты будут точно, думаю. У меня на в ЕКБ такого массового движения экологических активистов пока ещё нет.